Дорогие выпускники! Всем вам предстоит сдавать выпускной экзамен на аттестат зрелости. Многим из вас придется сдавать вступительные экзамены в вузы. Некоторые из вас будут сдавать два этих экзамена одновременно — в виде Единого государственного экзамена — ЕГЭ. С каждым годом число выпускников, принимающих участие в сдаче ЕГЭ, увеличивается. Известно, что вступительные экзамены в вузы имеют значительные различия в содержании проверяемого учебного материала. Это естественно, потому что в разных вузах в процессе обучения требуется разный объем знаний, например, по математике. ЕГЭ проводится, в частности, для того, чтобы уравнять шансы всех абитуриентов при поступлении в любой вуз. Опыт проведения ЕГЭ говорит о том, что предварительное знакомство школьников со структурой ЕГЭ, содержанием и требованиями, которые предъявляются к оформлению решений и ответов, очень помогает при выполнении самого экзамена. Именно такую помощь и призвана оказать эта книга. Трудность вступительных экзаменов в вузы для подавляющего большинства абитуриентов состоит в следующем. 1. Программа 10-11 классов очень сильно отличается от программы вступительных экзаменов: в школе в течение двух последних лет изучают элементы математического анализа, который школьники зачастую плохо осваивают. Материал изучается при полном отсутствии понятия предела. Поэтому школьник вынужден зазубривать все о производных, касательных, экстремумах, интегралах и т. д. Учителя вынуждены много времени уделять технике дифференцирования. В связи с этим времени на освоение тригонометрии, показательных и, особенно, логарифмических функций остается в обрез. Задач на эти темы решается мало, а уж повышенной трудности тем более. Поэтому школьники, собирающиеся поступать в вузы, начинают игнорировать элементы математического анализа и серьезно берутся за алгебру и геометрию. Вытянуть на равных то и другое очень трудно. 2. К этому времени совершенно забыта планиметрия. 3. Время, отведенное на повторение, опять уходит на экстремумы, критические точки и вычисление площадей с помощью интегралов, потому что это часто бывает на выпускных экзаменах. Мало времени уделяется повторению элементарных формул и решению уравнений тригонометрии. Нет времени и на тождественные преобразования алгебраических или тригонометрических выражений. 4. В школе дети практически не видят задач с параметрами. 5. Корни уравнений чаще всего являются рациональными числами. При подготовке к ЕГЭ у выпускника появляются новые трудности. Главное отличие ЕГЭ от выпускного экзамена по математике состоит в том, что при подготовке к сдаче ЕГЭ придется, как к вступительному экзамену, повторить весь материал, изучаемый в течение 7-11 классов. ЕГЭ-2007 предлагает выпускнику сразу 26 задач на 4 часа. При этом школьнику предлагается самому выбирать задания, с которыми он может справиться. Но ведь это уже очень трудная задача для учащегося, который привык стараться справиться с тем, что задано учителем. Кроме того, ни одно домашнее задание не содержало такого количества задач. Разве что репетиторы столько задают при подготовке в престижные вузы! Вопрос. Может ли успевающий в школе учащийся получить 3 или даже 2? Ответ. Да. Ведь при решении задач серии B ученик может получить верный ответ, но, по невнимательности или из-за волнения, долго искать нужный пункт, теряя при этом время, или просто случайно написать не тот, который имел в виду. При решении задач серии В по тем же причинам можно записать не тот ответ при абсолютно верно решенном задании. Вопрос. Стоит ли заглядывать в задачи серии С, не справившись с серией В? Ответ. Стоит. Среди задач серии В могут быть более трудные именно для вас задачи (например, планиметрия, стереометрия, задачи с параметрами, нестандартные уравнения, решаемые только графически), чем некоторые задачи серии С. Вопрос. Есть ли особенности при решении серии В? Ответ. Да, конечно. Во-первых, теперь нет никаких ответов. Во-вторых, при правильном решении нельзя ошибаться в арифметике или просто сделать описку при решении, так как никто вашего решения не увидит, а ошибка в арифметике сводит на нет все ваши усилия — задача не засчитывается. Вопрос. Чем отличаются задачи серии С от задач серии В? Ответ. Во-первых, задачи могут быть несколько сложнее, чем в серии В. Но главное — их надо оформить так, как оформляют «медальные» работы. Вопрос. Как получить хорошую отметку? Ответ. Во-первых, к ЕГЭ дадо готовиться по предмету, а во-вторых, психологически. Это связано с тем, что задания ЕГЭ могут быть сформулированы в непривычной для учащегося форме и, кроме того, большинство школьников должно смириться с тем, что все задачи они не решат в отведенное время. Сконцентрироваться надо на понятных для вас задачах, решать их спокойно и до конца, независимо от того, в какой серии они находятся.